Содержание Статьи
АКСАРАЙ (Aksaray)
SE-220 Анкара, 140 тыс.
Этот провинциальный центр расположен в центре плато Обрук, чуть южнее соленого озера Туз и усиленно пытается примазаться к славе итальянской Пизы: местный минарет Эгры построен не совсем перпендикулярно земле. Кроме этого в Аксарае две мечети: Улу-джами (1408) и мечеть с Красным минаретом (Кызыл Минаре, 1236). Типичный краеведческий музей расположился в медресе Зинджи-рие (1336 г., в XX веке использовалось в качестве тюрьмы).
Караван-сарай это смесь крепости, гостиницы и стойла. Его придумали сельджуки. Строились такие замки-отели на дорогах через каждые 30-40 км, то есть через 8-10 часов пешего пути и имели обычно две части — зимнюю и летнюю (для верблюдов были оборудованы специальные навесы от жары).
В центре двора обычно стояла маленькая мечеть. Как правило, особо украшался только центральный вход, здесь резчики по камню могли проявить свою фантазию. В остальном все было очень функционально — обеспечение безопасности на дорогах и предоставление ночлега.
Как раз в окрестностях Аксарая и находятся выставочные образцы каравансарайного жанра, которые уже стали общим местом туристического бизнеса. Вряд ли найдется хотя бы день, когда здесь не было бы туристических групп со всего земного шара. Как правило, это автобусная остановка, кости размять, в туалет опять же сходить, в дороге не последнее дело…
Самый популярный караван-сарай Чагзы-карахан (E-10,Agzikarahan), построенный в 1231-1239 годах, пару ему составляет Султанхан (SW-40t Sultanhan) примерно того же времени, расположенный по дороге в Конью.
ОЗЕРО ТУЗ (TuzGolu)
N-85 Аксарай
Всетурецкая солонка площадью 1600-2500 кв. м (это каждый год по-разному, в зависимости от дождей). Глубина озера не более 2 метров, летом оно почти полностью пересыхает, обнажая огромную корку соли, которую с удовольствием и снимают, обеспечивая важным продуктом всю страну (64 % общего производства). Весной на озере плещутся птицы. А вообще в воде жизни нет и быть не может (концентрация соли достигает 33 %).
Можно, в принципе, даже купаться (ощущения как в Мертвом море утонуть невозможно). Проблема в том, что надо искать место, где более-менее глубоко. И потом, конечно, надо сразу под душ.
А местность вокруг унылая — голая степь, скудная растительность, в основном сухой кустарник. Характерная особенность колодцы-журавли у дорог. И только минареты сигнализируют о приближении очередной деревни (как элеваторы в канадских прериях), да на невысоких холмиках иногда встречаются руины сельджукских замков.
В городе Шерефли-Кочхисар (SereflikoShisar), единственном более-менее крупном населенном пункте на берегах Туза (45 тысяч человек населения), в августе проходит праздник соли. Нашли время — самый жаркий месяц в этих местах, какая тут соль, когда хочется холодного пива или на худой конец айрана!
ДОЛИНА ИХЛАРА
(Ihlara Vadisi) SE-45 Аксарай
Хд 16-километровый каньон, заполненный византийскими церквами и часовнями, выбитыми в скалах (VIII-XIII вв). На экскурсию сюда лучше отвести весь день и запастись энергетическим потенциалом: возможен только пеший путь, поскольку каньон узкий и единственная дорога — это тропа вдоль русла речки Мелендыз. А по обе стороны скалы высотой 80-90 метров, и в них выбиты церкви. Некоторые на 20-метровой высоте, и чтобы добраться туда, нужно подниматься по лестницам. А деревни все поверх каньона.
Вход в долину с юга, у деревни Ихлара — по лестнице (где-то 400 ступенек вниз). Первая на пути слева — церковь Агаджалты (или церковь Даниила, названная так по изображению пророка Даниила между двумя львами, на стене рядом с дверью). На правой стороне расположена церковь Эгрыташ — кроме того, что она старейшая из всех, может похвастать лишь там сохранившимися (плохо) фресками иконоборческого периода, без изображения людей.
Дальше деревянный мосток через ручей. На левой стороне — церковь Сюмбуллю (Гиацинтовая), пожалуй, самая солидная, красивая, двухэтажная, с колоннами и нишами, выбитыми непосредственно в скале, на правой — церковь Иланлы (или Змеиная). Эта знаменита фресками, которые изображают змей, наказывающих четырех разных женщин за четыре греха. Ну, это излюбленная восточная фишка — обвинить во всем слабый пол.
Самыми распространенными женскими грехами, по мнению ранних христиан, являлись: а) прелюбодеяние, б) непослушание, в) склонность к клевете, г) отказ кормить ребенка. Ну, не знаю… Насчет последнего так уж точно преувеличение. Может быть, кто-то из женщин очень насолил тому, кто рисовали эти фрески. Или тому, кто распорядился их нарисовать.
Далее слева — церковь Кирк Дамалты (св. Георгия). Она самая поздняя, это уже конец XIII века, и на фресках — свидетельство нового времени (женщина в византийском платье вместе с мужем, типичным сельджуком), а также слова благодарности сельджукскому султану зато, что оставил скальных христиан в покое, проявив веротерпимость.
Деревня Белисирма (Belisirma) находится примерно в середине каньона (только наверху, конечно, и с правой стороны) и весьма живописна. В сельджукские времена она славилась своими доморощенными докторами и специалистами по мумифицированию. Церковь Ала Килисе в ней также относится к числу тех, которые активно посещаются туристами.
После Белисирмы каньон делает пару изгибов, на левой стороне появляется Япракхисар, огромная скала, и это начало конца. Никаких интересных церквей уже не будет, а вскоре покажется и выход из каньона — деревня Селиме (Selime). Еще дальше в Кызылкая (Kizilkaya), проводятся раскопки древнего поселения Ашиклы-хюкж (чем-то похожего на Чатал-Хююк).
А чуть в стороне, около деревне Гюзельюрт (SE-10, Guzelyurt), расположилась Монастырская Долина (Manastir Vadisi) с 28 церквами IV-ХШ вв. Здесь же подземные города доисторического времени (вход туда чуть больше колодца, это специально придумали для удобства убийств непрошеных гостей) и древние курганы. Среди церквей выделяется та, что основана Григорием Нисским в IV веке, со священным источником во дворе. Алтарь, кстати, был подарен нашим Николаем I.
НИГДЕ (Nigde)
SE-100 Аксарай, 85 тыс.
Великолепный ответ на вопрос где ты был. А название идет от хеттов, которые назвали свое поселение Нахита. Потом Нахита причудливо трансформировалось в Нигде. Фактически же произносится по-турецки это название как Нийде.
В Нигде можно купить Все (какой филологический выверт получился, оцените!). По крайней мере, среди турок бытует именно такое мнение. Базарный день — четверг, располагается все в центре города, около часовой башни (больше похожей на маяк), крепости и мечети Алаэддина (1223 г., весьма вычурен портал со своей резьбой по камню, однако это не самый писк данной моды в Турции, бывает и круче). Помимо этого, присутствует еще набор мечетей и мавзолеев сельджукско-монгольского времени (XIII-XV вв).
На них можно взор кинуть, но не более. А вот краеведческий музей достоин посещения, поскольку содержит несколько эксклюзивов.